Что общего между японской культурой и отечественными садомазохистами? Ответ простой – верёвка. Именно японцы изобрели шибари – стиль бондажа, замечательный своей подчеркнутой эротичностью, эстетизмом и самодостаточностью.
Бондаж – эротическое связывание, а точнее, любое ограничение подвижности партнёра для получения чувственного или эстетического удовольствия.
Обычно бондаж не имеет отношения к причинению физической боли, но, тем не менее, считается и, действительно, является садомазохистской практикой.
Японские штучки
Япония скудна полезными ископаемыми и лесом. Поэтому там, где европеец прикуёт или приколотит, японец привяжет. Это относится не только к строительству или транспортировке грузов, но и к живым людям.
Для усмирения пленных и преступников японцы пользовались верёвками, а не кандалами или колодками. И пользовались так вдумчиво, что создали ходзё-дзюцу – боевое искусство связывания. Такой уж это удивительный народ, что любое, даже самое низменное и утилитарное занятие способны возвести в ранг высокого искусства.
Техники ходзё-дзюцу возникли в период междоусобных феодальных войн XV-XVI веков и обычно применялись:
1. при захвате и конвоировании пленных, в частности, высокопоставленных особ, которых надо было доставить куда следует целыми и невредимыми, но при этом не дать им сбежать;
2. примерно то же самое, но уже в условиях работы городской полиции.
Было и третье использование – в качестве пытки.
Позднее, в мирную эпоху Эдо, прагматическая необходимость в применении техник ходзё-дзюцу уменьшилась. Однако они продолжали шлифоваться уже в качестве боевого искусства и вошли в репертуар чуть ли не полутора сотен рю, включая дзюдо.
Как известно, девиации в основном распространяются в культурах, где секс и сексуальность табуированы, что к японской культуре не относится. Может быть, именно поэтому до применения техник связывания, очень похожих на традиционные приёмы ходзё-дзюцу, в сексуальном садомазохизме японцы додумались совсем недавно, уже в ХХ веке.
Первое в мировой истории публичное шибари-шоу состоялось всего сорок лет назад.
Александр “Alek Zander” Соколов, бондажист
Узелок завяжется, узелок развяжется
Верёвка плотно, но бережно охватывает заведённые назад руки, отводит назад плечи, подхватывает и приподнимает грудь, образуя подобие бюстгальтера с характерной V-образной фигурой спереди. Верёвка оплетает торс в виде сетки. Верёвка подтягивает за спиной ноги к рукам, и тело изгибается, как натянутый лук. На верёвках можно даже подвесить (кто сказал, что люди не умеют летать?). Всё это – шибари.
Эротическое связывание – одна из самых распространённых БДСМ-практик. Оно даёт современной эмансипированной женщине возможность забыть проповеди феминисток о равенстве и безмятежно отдаться в полную власть партнёра. Мужчине, когда он связывает любимую, бондаж помогает избавиться от первобытного страха перед всепоглощающей силой женской сексуальности.
Наконец, беспомощность позволяет отбросить сексуальные комплексы, табу и «правила приличия», снимая чувство вины за «непристойное поведение», ведь связанный не может сопротивляться. Он может только расслабиться и получить удовольствие.
Шибари усиливает все эти эффекты тем, что здесь сам процесс выполнения обвязки –
неторопливый, тщательный, виток к витку, узел к узлу – не менее важен, чем результат. Он настраивает партнёров друг на друга, и они взаимодействуют, как танцующая пара или как художник и модель.